Уважаемые туристы и коллеги!
Главная > Все о Париже > Чудотворные православные святыни в Париже > Мощи святой равноапостольной царицы Елены в Париже

Мощи святой равноапостольной царицы Елены в Париже

Заняться историей мощей святой елена отца Николай – диакона Трехсвятительского подворья в Париже – побудил случай. Диакон давно слышал, что мощи находятся в одном из храмов Парижа. Отец Николай побывал в там и увидел таблички со свидетельствами людей, получивших исцеление от мощей. Однако, тогда диакон не верил, что тут – во Франции – в забвении пребывает столь великая святыня. Особенно с учетом происходившихв католической среде в средние века недоразумений со святынями (даже сейчас на парижском рынке можно купить реликварий.

Елена, мать Константина Великого -  первого римского императора-христианина. По ее указу в Палестине были восстановлены Святые места, связанные с жизнью Христа, поруганные язычниками. Елена же обнаружила на Голгофе Крест, на котором принял смерть Спаситель.

Всерьез заняться историей мощей отец Николай решил лишь в 1999 году. Незадолго до дня памяти мощей Николаю захотелось сделать подарок одной из прихожанок по имени Елена, написав о ее Небесной покровительнице те факты, которые к тому моменту не были известны большему количеству православных читателей. Углубляясь в историю и сопоставляя известные факты о мощах  , он обнаружил, что парижской церкви была передана не часть мощей – оказалось, что в храме находится тело святой равноапостольной Елены. То есть, останки, находившиеся в месте первоначального захоронения, кроме тех, что были переданы в дар городам христианского мира (к примеру, в Константиноволь). Диакон был сильно удивлен тем фактом, что мощи царицы могут храниться в одном из католических храмов в Париже, который, к тому же, находится на улице, где преобладают увеселительные заведения, где чаще всего встречаются женщины легкого поведения, а напротив церкви расположены магазины аналогиченого с заведениями характера.

Отец Николай решил дознаться, каким образом святыня попала в этот храм? Используя методы исследовательского анализа при изучении исторических документов, диакон обнаружил, что данные о святыне согласуются. Это означало, что святыня находится в парижском храме и в этом факте можно быть полностью уверенным, не смотря на кажущиеся доводы разума и веры в том, что этого не могло случиться. История того, как мощи оказались во Франции, весьма естественна.

Сначала они находились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме, откуда были похищены монахом Тёджисом, который получил у мощей исцеление и, возжелав получить эти мощи, спрятал их в храме, а затем вынес и увез их.

Деяние Тёджиса не получило единодушного одобрения в монастыре, куда монах привез святыню. В подлинность мощей не поверили – у монаха не было духовного авторитета или власти и его сочли обманщиком. Однако, чтобы разоблачение состоялось по всем правилам, из местных ученых монахов была создана комиссия, которые прежде всего решили установить, существовали ли мощи царицы и могли ли произойти те события, о которых рассказал Тёджис.

Аббатство, куда Тёджис доставил святыню, существовало до французской революции и находилось во Франции, в местечке близ Реймса под названием Оливье, известном лишь тем, что там жил изобретатель шампанского – монах дом Периньон.

Когда комиссия убедилась в том, что Тёджис дествительно доставил в аббатство  мощи святой Елены, было решено отправить в Рим делегацию – священника и трех монахов – чтобы выяснить, действительно ли из храма пропала святыня. В случае, если пропажа подтвердилась бы, делегаты должны были урегулировать возможный конфликт с Римом. Монахи вернулись с подтверждением того, что мощи действительно пропали. Итоги посольства были восприняты как благословение Папы на то, чтобы святыня хранилась во Франции: глава католиков прислал с возвратившимся посольством подарок – частицы мощей нескольких святых.

С того момента, как святыни оказалсь во Франции, произошло много великих чудес и исцелениий, что убеждало – перенесение мощей святой Елены было не только результатом человеческой волей и желанием монаха Тёджиса. Даже Папа, узнав о том, каким именно образом мощи попали к Тёджису, не стал требовать их возвращения.

Описания чудес и исцелений, которые произошли благодаря мощам святой Елены, сохранились. Вопрос перенесения мощей изучался болландистами, которые составили список многочисленных исцелений с IX по XVII века (именно к XVII веку они закончили свой анализ изученной ими истории перенесения мощей равноапостольной царицы.

Во время изучения этих исторических документов диакон Николай узнал и другие факты истории мощей.

Французские монази оказались довольны результатами посольства в Рим, однако король Карл «Лысый» имел мнение, что свидетельство монахов - недостаточное доказательство и дело о похищении нельзя считать закрытым. Карл предложил подвергнуть Тёджиса, стоящему на том, что он принес в аббатство святыню, испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря в то, что святая Елена оградит его. Монахи были смущены таким предложением короля, но не могли ничего противопоставить воле монарха.

Монашеская братия стояла на молитве в течение нескольких дней перед испытанием. Испытание, которое проходило в присутствии многих знатных особ, среди которых были Реймсский епископ Хинкмар и даже сам король Карл, и из которого Тёджис вышел невредимым, послужило очередным доказательством подлинности мощей.

После этих событий мощи святой царицы стали центром паломничества. Монастырь, в котором находилась святыня, процветал.

Несколько раз производилось вскрытие мощей – иногда в связи с тем обветшала рака, в которой они хранились, иногда – в связи с тем, что какой-то благодетель преподносил для их хранения более богатую раку.

Во время революции во Франции начались гонения на церковь. Монастыри и церкви разрушались. Монах из аббатства в Оливье – Грассар – зная, что в обитель направляется революционный отряд, перенес мощи из раки в соседнюю церковь. Сам Грассар был потом арестован, монастырь же разрушили и продали окрестным крестьянам, которые использовали строительные материалы, оставшиеся от монастыря, для своих нужд.

В 1820 году состаривший Гассар решил передать спасенную святыню в одну из боижайших церквей, в которой святую Елену почитали с IX века. Однако парижский епископ посчитал, что святыня должна храниться в храме, где ей будет оказано должное почитание. Тогда возникла удивительная оказия – к монаху обратились рыцари Святого  Гроба Господня из Святогробского Братства. Святая царица считалась основательницей Братства, потому как она занималась восстановлением христианских святынь в Иерусалиме, возвела церкви в Вифлееме и на Голгофе, где произошло великое чудо: найденный ею Крест Господень возложили на умершего, и тот воскрес.

Это братство существовало в Париже и именовалось Королевским Братством Святого Гроба Господня. Именно им монах дом Грассар отдал мощи. Их положили под алтарем в церкви Сен-Ле-Сен-Жиль в Париже, где братия проводила свои ежегодные собрания. Состояние мощей при передаче еще раз было освидетельствовано, документы о чем были вложены в раку вместе с документами, подтверждающими, что это мощи, которые были принесены в IX веке из Рима.

На этом история мощей не заканчивается. Во время Парижской Коммуны революционеры вломились в церковь и хотели выкинуть святыню. Мощи сохранились благодаря чудесному Промышлению: один из офицеров обернулся против своих соратников и заявил, что если кощунственники сделают еще шаг – он будет стрелять. Так мощи были спасены, в отличие от других святынь храма, которые были были уничтожены, витражи разбили, а церковь подверглась опустошению.

Удивительно также и то, что коммунары ушли, попросту оставив мощи в храме. Так что их просто поднял оставшийся в церкви священник и сохранил ее. Мощи храняться в этой церкви по сей день.

После того, как отец Николай закончил писать историю мощей, у него возникло два вопроса: что с мощами сейчас и как могли мощи оказаться на улице, превратившуюся в «вертеп разврата»? Ответ на первый вопрос оказался довольно прост: очевидно, католики попросту забыли о святыне, которая хранилась в одной из парижских церквей. Такое обстоятельство может быть связано, к примеру, с особенностями истории благочестия католического общества в последние 20 – 30 лет. На сегодняшний день не совершается ни процессий, ни служб, посвященных святой царице Елене – только личное поклонение мощам.

Ответ же на второй вопрос сильно обнадежил диакона. Если вспомнить житие святой – одно из ее деяний заключалось в том, что она восстановила храм на Голгофе, разрушив построенные там языческие капища, которые римляне построили для уничтожения самой возможности поклонения святыням христианства. Это были капища Венеры и Юпитера. Таким образом Елена при жизни одержала победу над этими богами. Возможно, сейчас мощи оказались в таком месте, чтобы равноапостольная святая Елена стала союзницей в борьбе против современного разгула Венеры.

Причины того, что в наши дни мощам равноапостольной Елены должным образом не воздается почитания связаны во многом с современной общественной системой ценностей. В ней все больше превалируют прагматические интересы, возрастает секуляризация . В такой обстановке религия сводится лишь к аспектам морального состояния и нравственным нормам – места для чудес или сверхъестественного общения. В католических храмах, где практически  прекратилось поклонение святым,  церковные же Таинства становится чистой формальностью, все меньше прихожан. Этим и объясняется отсутствие поклонения святой Елене, несмотря даже на то, что мощи ее находятся в Париже

Один священников, которого привел диакон Николай привел в церковь, где храняться мощи, рассказывал, что он усомнился в том, что мощи находятся тут. Отец Николай объясняет это  тем, что таков давний католический обычай: мощи сокрыты в саркофаге, которого не видно (в этом храме саркофаг с мощами подвешен под потолком). Мощи же действительно находятся там, о чем свидетельствуют документы о последнем вскрытии, которое имело место в 1922 году.

В настоящее время к мощам вновь стали приходить православные и католики, поэтому под саркофагом была установлена крипта, где желающие могут совершить поклонение мощам, ранее мощи для поклонения не предлагались.

Интерьер церкви St-Leu-St-Gilles перед проведением молебна. Осенью, 1998 год. Фото -

Интерьер церкви St-Leu-St-Gilles перед проведением молебна. Осенью, 1998 год. Фото - "Православная Франция"

Раньше рака находилась высоко над главным престолом церкви, однако, с тех пор, как к святыне начали приходить православные, а позже и католики, под ракой устроили крипту, в которой верующие могут прибегнуть к благодатной силе мощей святой Елены.
Фото © Юрий Рябых

Раньше рака находилась высоко над главным престолом церкви, однако, с тех пор, как к святыне начали приходить православные, а позже и католики, под ракой устроили крипту, в которой верующие могут прибегнуть к благодатной силе мощей святой Елены. Фото © Юрий Рябых

Ларец, в котором хранятся мощи равноапостольной царицы Елены в крипте церкви St-Leu-St-Gilles.

Ларец, в котором хранятся мощи равноапостольной царицы Елены в крипте церкви St-Leu-St-Gilles.

Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Евкарпийский и экзарх Константинопольского Патриархата для русских церквей в Западной Европе возглавляет православный молебен перед мощами святой Елены. Ему сослужат клирики Константинопольского и Московского Патриархатов.
© Юрий Рябых

Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Евкарпийский и экзарх Константинопольского Патриархата для русских церквей в Западной Европе возглавляет православный молебен перед мощами святой Елены. Ему сослужат клирики Константинопольского и Московского Патриархатов. © Юрий Рябых

Подарок православных христиан храму Сен-Лё-Сен-Жиль – икона святой Елены.
Фото -

Подарок православных христиан храму Сен-Лё-Сен-Жиль – икона святой Елены. Фото - "Православная Франция"

На фреске – святые равноапостольные царь Константин и его мать – царица Елена.
Фото -

На фреске – святые равноапостольные царь Константин и его мать – царица Елена. Фото - "Православная Франция"